Светлая Седмица в Калужском ТЮЗе 9 - 13 апреля 2018 года

 

Замечательным событием культурной жизни Калуги 9 – 13 апреля 2018 года стала «Светлая Седмица в Калужском ТЮЗе», частью которой был и фестиваль спектаклей ТЮЗа.

На сцене «Калужского театра юного зрителя» были показаны сразу восемь спектаклей, поставленных главным режиссёром ТЮЗа Михаилом Алексеевичем Визговым:

 

«Загадка курочки Рябы» (М.Бартенев, А.Усачев) и «Сёстры» (А. Убогий),

курочка рябасестры

 

«Кентервильское привидение» (О. Уайльд) и «Не покидай меня…» (А. Дударев),

кентервильне покидай

 

«Соловей» (Г.Х. Андерсен) и «Беликов. Реабилитация» (О.Клюкина),

соловейбеликов

 

«Иван Царевич и Серый Волк» (Ф. Рожков) и «Смерть Тарелкина» (А. Сухово-Кобылин).

иван царевичсмерть тарелкина

Участниками фестиваля, членами его экспертного совета стали священнослужители и деятели театра, театроведы, художники, писатели России и Беларуси.

Котовицкий

Известный актер и режиссёр Виталий Владимирович Котовицкий, заведующий кафедрой режиссуры Белорусской государственной академии искусств, лауреат международных премий по пластике и пантомиме, деятельный участник театрального и кинематографического процесса не только в Белоруссии, но и в России.

Боровик

Григорий Иванович Боровик, профессор все той же Белорусской государственной академии искусств, воспитатель и наставник многих и многих видных деятелей белорусского искусства.

vinel

Вероника Александровна Винель, директор Могилевского областного театра драмы и комедии им. В.И.Дунина-Марцинкевича (г.Бобруйск), ставшего, благодаря ее трудам и заботам, одним из главнейших центров сотрудничества театральных коллективов Беларуси и России.

Борис Борисович Цекиновский –  Московский театровед, критик, организатор и соучастник самых разнообразных театральных дел в больших и малых городах России, давний друг Калужского ТЮЗа.

поляков

        Александр Сергеевич Поляков (г. Москва), режиссёр, много и увлеченно работающий с детскими театральными коллективами, много сделавший для их становления и развития – профессионального и духовного.

Вряд ли нуждаются в представлениикалужане - член Союза художников России, большой мастер реалистической живописи

Лариса Константиновна Минченко,

минченко

театровед и педагог Лидия Викторовна Рахаева,

рахаева

журналисты Татьяна Анатольевна Петрова и Элеонора Юрьевна Бова,

петровабова

фотограф и архитектор Алексей Владимирович Никитин,

 

искусствовед, завлит театра Владимир Михайлович Обухов

обухов

и директор ТЮЗа, заслуженный работник культуры РФ Валерия Николаевна Визгова.

визгова

Авторитетными членами экспертного совета, духовноокормлявшимиего, были священнослужители Калужской митрополии –

 

протоиерей Игорь Шелудяков, иерей Андрей Семенов, иерей Павел Степанюк.

шелудяковстепанюк

Кстати сказать, некоторых гостей Калуги особенно поразило и порадовало это их сочувственное отношение к деятельности молодежного калужского театра: серьезное и честное театральное искусство понимается ими как путь к храму.

После каждого спектакля устраивали обсуждения. По утрам камерные, «за чашкой чая». По вечерам расширенные – за «круглым столом».

Участниками дискуссий были не только члены экспертного совета, но и молодые художники. А также и калужские писатели, в томчисле авторы пьес, представленных на фестивале –

 

Андрей Убогий

убогий

и Ольга Клюкина, председатель местного отделения Союза российских писателей Александр Трунин.

«Праздником души» назвал эти обсуждения Г.И. Боровик. И действительно, беседы о спектаклях ТЮЗа были на удивление содержательными, увлекательными и задушевными. И примечательно, что в ходе соразмышлений глубоко и основательно была осмыслена деятельность Калужского ТЮЗа и его лидера – Михаила Визгова.

DSC 8592

 

Самым подробным образом анализировался художественный строй каждого спектакля, представленного на фестивале. И при этом тщательно выявлялись именно те черты постановок, в которых выражаются специфические принципы деятельности Калужского ТЮЗа.

 

Особо отмечено было то, что главный режиссер театра, твердо управляя созиданием театрального действа, тем не мение умеет не только направить, но и «зажечь» актёрскую игру, оставляя своего рода «зазор» между общим рисунком роли и ее окончательным очерком, формируемые артистом – изнутри, «из себя».

 

Была особо отмечена цельность оформления спектаклей – в чем в каждом спектакле, опять же, сказывается направляющая воля главного режиссёра.

 

Для всех участников дискуссий была очевидна принципиальная традиционность театрального языка постановок ТЮЗа. И при этом столь же очевидной была творческая новизна каждого художественного высказывания, всегда основанного на вдумчивом, кропотливом анализе драматургического материала.

 

По мнению экспертов ТЮЗ – театр «программный», твердо опирающийся в работе своей на художественные и нравственные принципы классического русского театрального искусства. Театр – устремленный к постижению истины, к раскрытию духовного быта.

Вместе с тем это театр, в котором творческая воля режиссёра не подавляет, а, напротив, направляет и развивает творчество актера. А художественная форма является формой раскрытия содержания.

Размышляя о работе ТЮЗа, о форме и содержании фестивальных спектаклей, собеседники просто не могли не обсудить и целый ряд проблем современной театральной, социальной, духовной жизни. Разговор шел о традиции и новаторстве, о художественной правде, о национальных основах художественной культуры, о современной драматургии

И о многом, многом другом.

Особенно актуальным оказался вопрос о патриотизме, о противостоянии постмодернизму, коллективному Западу.

Трагический «танец огня» в спектакле «Не покидай меня…» исполнялся тогда, когда весь мир стоял уже на самом краю пропасти. А последний «круглый стол» завершился уже за полночь, - когда уже начиналась суббота, - буквально за несколько часов до «миротворческого» ракетного удара по Сирии…

 

В. Обухов

18.04.2018 г.

Яндекс.Метрика
© 2018 Калужсий Театр Юного Зрителя. Все права защищены.