"Гуси-лебеди" - сказка о главном!

"Гуси-лебеди" - сказка о главном! 


Что за прелесть – русские сказки! Слова эти, Пушкиным сказанные, невольно вспомнились, как смотреть начал спектакль «Гуси-лебеди» - новую премьерную постановку Театра юного зрителя.

Сюжет сказки каждому русскому человеку с самого раннего детства знаком. К тому же незамысловат он совсем. Ну, похитили гуси-лебеди Ваню. Ну, спасла его сестрица Маша. А сколько поэзии тут – и содержание-то какое богатое! Вот только не очень-то поймешь сразу, в чем тут поэзия, каково тут – содержание.

Зато понятно, как трудно сохранить эти сказочные богатствапри переводе сказки на театральный, на сценический язык. Одно дело –звучание и смысловые мерцанияслов, совсем другое – театральное действо, такое наглядное, материальное, телесное. Все-таки по сцене самые настоящие люди ходят, как бы удачно не изображали они из себя сказочных персонажей.

Но Михаил Визгов, поставивший этот спектакль, сказочник не только многоопытный, но и многомудрый. Смысл сказки им не только прочувствован, но и в полной мере проанализирован, понят – до дна, до сути.

И, как следствие этого, классическая русская сказка предстаёт на сцене и в поэтичности, сказочности своей, и в содержательной ясности, смысловойраскрытости. Предстает как развитие многосложной, но цельной художественной мысли.

И при этом остро, четко проступает главная тема сказки – воспитание, взросление детских душ.

Милый ребенок Ванюша поначалу, в преддверии приключений своих, играет в богатыря. А завершается спектакль тем, что он уже готов, пусть еще и в отдалённом будущем, стать настоящим русским богатырем, защитником Отечества.

И сестра его Машаобретает по ходу сказки, стать истинно русской женщины, постоянно помнящей о долге своем, о соблюдении законов гостеприимства и взаимопомощи.

Примечательно, что Баба-Яга в этой театральной сказке, несколько трансформированной Визговым, похищает Ванюшу с вполне определенной целью: она хотела бы воспитать из него могучего врага матушки Руси. Да, вот не удалось ей это.

Так, что детский этот спектакль имеет принципиально патриотический склад. И к тому же более чем актуален – в условиях нынешнего жесткого противостояния России и Запада.

Вот только необходимо оговориться: патриотизм этот – не казенный, не чьим-либо указом заданный. Он заразительно искренний, от души, от душ создателей спектакля идущий.

Замечателен в этом смысле тот театральный задник, на фоне которого творится всё театральное действие. Это – исконно русский пейзаж, при всей сказочной условности своейсходный с картинами Саврасова и Левитана.

Пейзаж – как образ России, безбрежной в печалях и радостях своих.

На сцене происходило много всего разного – веселого и грустного,житейски-забавного и чудесного. Но постоянно ощущалась какая-то внутренняя мелодия. Та самая – саврасовская, левитановская. А вместе с тем – русская, народная, духовная.

Так уж случилось, что игрался премьерный спектакль на сцене клуба КЗТА «Орион», который уже стал для тюзовцев чуть ли не родным. А зал тут – большой. И детей на спектакле было очень много. Но весь этот просторный зал был охвачен ритмами и звучаниями прекрасной театральной сказки – малышня очарованно глядела на сцену, блестящими глазами глядела.

Что за прелесть эта сказка!

 

Владимир Обухов

искусствовед

Яндекс.Метрика
© 2018 Калужсий Театр Юного Зрителя. Все права защищены.