Калужский ТЮЗ. Вы "за" или "против"?

Калужский ТЮЗ. Вы «за» или «против»?

 

Наблюдая за культурной ситуацией в Калуге, поневоле начинаешь выделять те события, о которых говорят, пишут, спорят больше других, разговоры о которых заставляют о чем-то задуматься. Приятно, что горожане сверяют свои пристрастия, в основном, по событиям, происходящим в сфере искусства. Калуга – город культурный. Но, человек устроен так, что, вроде бы, стремясь упорядочить свои чувства и мысли, он при этом хаотично перемешивает все, происходящее вокруг.

С недавних пор судьба Театра юного зрителя, даже официальная версия которой далека от ясной картины, стала «притчей во языцех» для калужан, а для театралов и того хуже – камертоном для определения своего места в культурной жизни.

В самых разных местах, среди самых разных людей, принадлежащих ко всем мыслимым сословиям, непременной темой разговора, спора, светской беседы, так или иначе, становится ТЮЗ. Предметом обсуждения сегодня может стать очередная тюзовская премьера, а завтра – творческие методы его главного режиссера Михаила Визгова, затем интересы публики переместятся к невозможности организации процесса воспитания ребенка без традиционного детского театра и, наконец, к проблемам со зданием ТЮЗа, которое уже достаточно давно накрыто черной тенью догадок, домыслов и самых неожиданных предположений.

Зачастую все это вовсе не касается взаимоотношений театра и зрителя. Скорее, речь здесь идет о высказываниях «знатоков», людей, чьи взгляды волею судеб оказались или только оказываются в некоем привилегированном положении – к ним полагается прислушиваться, делать соответствующие выводы, сверять свои эстетические предпочтения именно с их оценкой происходящего на сцене и возле нее. Есть ли шанс иметь свое собственное мнение о том или ином театральном коллективе, о той или иной постановке, если ты не входишь в число таких «экспертов»?

Шанс есть. Просто нужно дать себе отчет о последствиях, которые последуют за опубликованием такого мнения, о своем дальнейшем месте в той самой культурной ситуации, за которой столь приятно наблюдать. Ваше мнение может оказаться своеобразной визитной карточкой, говорящей о вас, как о знатоке искусства вообще.

Складывается впечатление, что основным «полигоном» для определения своей репутации стал Театр юного зрителя. Проявляя свое отношение к нему и к его многогранной деятельности, горожанин поневоле конкретизирует собственный культурный уровень в среде культурных людей. Правда, такое положение вещей также не всегда предстает в виде четкой и понятной схемы – в одних местах восторженный отзыв о ТЮЗе может открыть для вас все двери, в других наоборот – поссорить вас со всеми, с кем только удастся.

Интересно, что и в руководстве нашего государства созрела благая и, вероятно, своевременная мысль о необходимости вплотную заняться театрами для детей. Новые форматы, которые осваивает современная индустрия развлечений, наверное, нужны и полезны, но для настоящего глубокого приобщения к искусству ребенку необходимо общение с театром, причем в его традиционной форме.

Такие слова прозвучали из уст Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в ходе встречи с руководителями детских театров России, состоявшейся 5 февраля сего года.

«В России началась фактическая реализация мероприятий в рамках Десятилетия детства, - напомнила она. - Заработал Совет при президенте РФ по вопросам защиты семьи и детей. На его первом заседании решено, что главной темой в этом году будет воспитание подрастающего поколения».

В этом самом воспитании далеко не последнее место занимает детский театр, который самым непосредственным образом влияет на подрастающее поколение, формирует основы его мироощущения.

«Ничто, никакой интернет, никакие новые технологии не заменят живого общения ребенка с артистом. Эта пыль кулис, декорации, мне кажется, именно это оставляет самое яркое впечатление», - отметила Валентина Матвиенко.

В ходе этой исторической встречи было отмечено, что не во всех российских регионах есть государственные театры. А ведь у каждого жителя любого уголка нашей страны была возможность соприкоснуться с миром искусства. Калужане свой театр имеют. И не один! Калужский областной драматический театр, Калужский областной театр юного зрителя, Калужский театр кукол… И это, не считая различных студий, любительских и народных, студенческих коллективов!

Без малого 55 лет ТЮЗ в Калуге берет на себя тяжкий, но благородный и благодарный труд - соответствовать высоким ожиданиям детской души. В нынешнем стремительном мире, в котором царствуют не люди, а технологии, самыми незащищёнными в нём оказываются дети. Не расставаясь с гаджетами теперь практически с пеленок, они, увы, рискуют обрести поверхностное мышление и уже с ним шагать во взрослую жизнь. Тем не менее, избежать этого можно, если с детства воспитывать ребёнка в культурной творческой среде. И здесь одну из ведущих ролей играют детские театры, такие, как калужский ТЮЗ.

Именно в России впервые в мире появилась целая система театров для детей и юношества. Глава Совета Федерации Валентина Матвеенко отметила, что ныне театры, работающие для детской аудитории, нуждаются в особом внимании со стороны государства — от финансирования до кадровой политики. Сегодня в федеральном бюджете на модернизацию детских театров предусмотрено свыше шести миллиардов рублей. Всего в ближайшие пять лет помощь от государства получат порядка четверти всех детских театров в нашей стране. Президент России Владимир Путин обещал со своей стороны всестороннюю поддержку в этом вопросе.

Так, может быть, поэтому Калужский ТЮЗ, сам того не ведая, становится камнем преткновения в дискуссиях о великом искусстве? Может быть, поэтому, оспаривая важность того, что этот театр делает, критиканы только подчеркивают незаменимость этой ступени в процессе личностного и творческого роста? Как бы там ни было, наш Театр юного зрителя, несмотря ни на что, продолжает оставаться одним из важнейших учреждений культуры, переживающий взлеты и падения, частичное забвение и долгожданное выдвижение в первые строки реестра по-настоящему государственных дел…

Остается лишь терпеливо ждать проявления в людях той самой культуры, что закладывается еще в детстве, что прививается в результате традиционных семейных походов в театр, если, конечно, таковые имели место. И тогда вопросы об отношении к ТЮЗу утратят свою надуманную значительность, поскольку отношение может быть только одно – как к месту, где ребёнок зачастую вместе с родителями погружается в яркий мир мыслей и чувств, красок и звуков, где оживают герои любимых сказок и других литературных произведений, где нет границ для детской фантазии и воображения, а добро всегда побеждает зло.

 

Сергей Гришунов

Яндекс.Метрика
© 2019 Калужсий Театр Юного Зрителя. Все права защищены.