Новости

Калужский ТЮЗ. Вы "за" или "против"?

Калужский ТЮЗ. Вы «за» или «против»?

 

Наблюдая за культурной ситуацией в Калуге, поневоле начинаешь выделять те события, о которых говорят, пишут, спорят больше других, разговоры о которых заставляют о чем-то задуматься. Приятно, что горожане сверяют свои пристрастия, в основном, по событиям, происходящим в сфере искусства. Калуга – город культурный. Но, человек устроен так, что, вроде бы, стремясь упорядочить свои чувства и мысли, он при этом хаотично перемешивает все, происходящее вокруг.

С недавних пор судьба Театра юного зрителя, даже официальная версия которой далека от ясной картины, стала «притчей во языцех» для калужан, а для театралов и того хуже – камертоном для определения своего места в культурной жизни.

В самых разных местах, среди самых разных людей, принадлежащих ко всем мыслимым сословиям, непременной темой разговора, спора, светской беседы, так или иначе, становится ТЮЗ. Предметом обсуждения сегодня может стать очередная тюзовская премьера, а завтра – творческие методы его главного режиссера Михаила Визгова, затем интересы публики переместятся к невозможности организации процесса воспитания ребенка без традиционного детского театра и, наконец, к проблемам со зданием ТЮЗа, которое уже достаточно давно накрыто черной тенью догадок, домыслов и самых неожиданных предположений.

Зачастую все это вовсе не касается взаимоотношений театра и зрителя. Скорее, речь здесь идет о высказываниях «знатоков», людей, чьи взгляды волею судеб оказались или только оказываются в некоем привилегированном положении – к ним полагается прислушиваться, делать соответствующие выводы, сверять свои эстетические предпочтения именно с их оценкой происходящего на сцене и возле нее. Есть ли шанс иметь свое собственное мнение о том или ином театральном коллективе, о той или иной постановке, если ты не входишь в число таких «экспертов»?

Шанс есть. Просто нужно дать себе отчет о последствиях, которые последуют за опубликованием такого мнения, о своем дальнейшем месте в той самой культурной ситуации, за которой столь приятно наблюдать. Ваше мнение может оказаться своеобразной визитной карточкой, говорящей о вас, как о знатоке искусства вообще.

Складывается впечатление, что основным «полигоном» для определения своей репутации стал Театр юного зрителя. Проявляя свое отношение к нему и к его многогранной деятельности, горожанин поневоле конкретизирует собственный культурный уровень в среде культурных людей. Правда, такое положение вещей также не всегда предстает в виде четкой и понятной схемы – в одних местах восторженный отзыв о ТЮЗе может открыть для вас все двери, в других наоборот – поссорить вас со всеми, с кем только удастся.

Интересно, что и в руководстве нашего государства созрела благая и, вероятно, своевременная мысль о необходимости вплотную заняться театрами для детей. Новые форматы, которые осваивает современная индустрия развлечений, наверное, нужны и полезны, но для настоящего глубокого приобщения к искусству ребенку необходимо общение с театром, причем в его традиционной форме.

Такие слова прозвучали из уст Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко в ходе встречи с руководителями детских театров России, состоявшейся 5 февраля сего года.

«В России началась фактическая реализация мероприятий в рамках Десятилетия детства, - напомнила она. - Заработал Совет при президенте РФ по вопросам защиты семьи и детей. На его первом заседании решено, что главной темой в этом году будет воспитание подрастающего поколения».

В этом самом воспитании далеко не последнее место занимает детский театр, который самым непосредственным образом влияет на подрастающее поколение, формирует основы его мироощущения.

«Ничто, никакой интернет, никакие новые технологии не заменят живого общения ребенка с артистом. Эта пыль кулис, декорации, мне кажется, именно это оставляет самое яркое впечатление», - отметила Валентина Матвиенко.

В ходе этой исторической встречи было отмечено, что не во всех российских регионах есть государственные театры. А ведь у каждого жителя любого уголка нашей страны была возможность соприкоснуться с миром искусства. Калужане свой театр имеют. И не один! Калужский областной драматический театр, Калужский областной театр юного зрителя, Калужский театр кукол… И это, не считая различных студий, любительских и народных, студенческих коллективов!

Без малого 55 лет ТЮЗ в Калуге берет на себя тяжкий, но благородный и благодарный труд - соответствовать высоким ожиданиям детской души. В нынешнем стремительном мире, в котором царствуют не люди, а технологии, самыми незащищёнными в нём оказываются дети. Не расставаясь с гаджетами теперь практически с пеленок, они, увы, рискуют обрести поверхностное мышление и уже с ним шагать во взрослую жизнь. Тем не менее, избежать этого можно, если с детства воспитывать ребёнка в культурной творческой среде. И здесь одну из ведущих ролей играют детские театры, такие, как калужский ТЮЗ.

Именно в России впервые в мире появилась целая система театров для детей и юношества. Глава Совета Федерации Валентина Матвеенко отметила, что ныне театры, работающие для детской аудитории, нуждаются в особом внимании со стороны государства — от финансирования до кадровой политики. Сегодня в федеральном бюджете на модернизацию детских театров предусмотрено свыше шести миллиардов рублей. Всего в ближайшие пять лет помощь от государства получат порядка четверти всех детских театров в нашей стране. Президент России Владимир Путин обещал со своей стороны всестороннюю поддержку в этом вопросе.

Так, может быть, поэтому Калужский ТЮЗ, сам того не ведая, становится камнем преткновения в дискуссиях о великом искусстве? Может быть, поэтому, оспаривая важность того, что этот театр делает, критиканы только подчеркивают незаменимость этой ступени в процессе личностного и творческого роста? Как бы там ни было, наш Театр юного зрителя, несмотря ни на что, продолжает оставаться одним из важнейших учреждений культуры, переживающий взлеты и падения, частичное забвение и долгожданное выдвижение в первые строки реестра по-настоящему государственных дел…

Остается лишь терпеливо ждать проявления в людях той самой культуры, что закладывается еще в детстве, что прививается в результате традиционных семейных походов в театр, если, конечно, таковые имели место. И тогда вопросы об отношении к ТЮЗу утратят свою надуманную значительность, поскольку отношение может быть только одно – как к месту, где ребёнок зачастую вместе с родителями погружается в яркий мир мыслей и чувств, красок и звуков, где оживают герои любимых сказок и других литературных произведений, где нет границ для детской фантазии и воображения, а добро всегда побеждает зло.

 

Сергей Гришунов

Как стать героем

Как стать героем

 

          Дети – самые прекрасные зрители… Так это? Ну, конечно же, именно так! Но добавлю: это и самые ужасные зрители.

          Они ведь совершенно не терпят занудства, халтуры, скуки. Они не будут смотреть незадавшийся спектакль из вежливости, как это часто делают взрослые. Это – та еще публика, готовая вдруг вспыхнуть от живого слова и тут же потухнуть от слова мертвого.

          Именно такая публика была на премьере спектакля ТЮЗа «Считаю до пяти» (по пьесе М.Бартенева), поставленного на сцене «Ориона» главным режиссером калужского Театра юного зрителя Михаилом Визговым. Самая что ни на есть малышня, вряд ли уж очень хорошо знакомая с правилами поведения в учреждениях культуры. И вела она себя совсем не благочинно: мальчишки и девчонки и со скамей вскакивали, и кричали порой в полный голос.

          И это было замечательно! Потому как они всецело были вовлечены в театральное действо, криками своими предупреждая героев сказочного спектакля о грозящей им опасности, а заодно и поддерживая их своими советами. Сцена и зал были слиты воедино.

          И это при том, что спектакль этот отнюдь не из разряда сугубо развлекательных. Более того, он весьма и весьма назидателен.

DSC 8515

          Его главный персонаж, Заяц, - милый трус, становящийся самым настоящим героем, спасающим от верной погибели премилую Белочку. И юные зрители по ходу спектакля начинают понимать, чтоистинная храбрость – это не бесстрашие, а преодоление страха. И чем больше страх, тем выше ценапреодолевающего его геройства.

DSC 8558

          А еще они узнают, что порой даже и полезно кое-чего бояться. Например, лжи. Сказочный Заяц именно потому становится в итоге героем, что изначально не боится назвать себя трусом.

          А еще он умеет дружить и любить. А потому стоек душою своей заячьей в противостоянии с любым злом, с любой опасностью.

          Такие вот простые истины. Но ведь только крепко усвоив их, можно стать настоящим человеком, достойным и дружбы, и любви.

          И в том, что истины эти так легко и полно усваиваются юной публикой, конечно же, немалая заслуга обаятельных актеров – Даниила Соловьева (Заяц), Дарьи Кукушкиной (Белочка), Евгении Одинцовой (Сорока), Алексея Банькова (Крот), Александра Лаймина (Лягуха), Ивана Денисова (Волк). Играют они ярко, раскованно, весело. Талантливо!

DSC 8632

          Но актерская игра – это ведь не импровизация. И вся-то сказочная жизнь, возникающая на сцене и охватывающая зал, - это результат огромной коллективной работы, организуемой и направляемой режиссером-постановщиком Михаилом Визговым.

        Вот ведь совсем-совсем недавно он поставил «взрослый», философского склада спектакль «Музей исчезнувших вещей» (по пьесе Андрея Убогого – и спектакль этот был отмечен «Золотым дипломом» Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь».

DSC 2657

          Казалось бы, какой малостью должна была бы представиться ему после этого постановка очередной театральной сказки. Но совершенно очевидно, что и к этой работе он отнесся столь же ответственно и столь же увлеченно, как и к предыдущей постановке. Создал великолепный театральный образ, четко ориентированный на юных зрителей, на их душевные потребности. Для него Театр юного зрителя не просто «место работы», а великой значимости дело.

          И делает он это дело – мастерски.

 

 

Владимир Обухов

Состоялась премьера спектакля "Считаю до пяти" М. Бартенев

19 февраля 2019 года на сцене Концертного центра "Орион" состоялась премьера спектакля "Считаю до пяти" М. Бартенев в постановке главного режиссера

Калужского ТЮЗа Михаила Визгова. 

DSC 8447DSC 8479

DSC 8503DSC 8630

DSC 8672DSC 8794

DSC 8803DSC 8882

DSC 8976DSC 9014

DSC 9023

 

Премьера спектакля "Считаю до пяти" М. Бартенев

Калужский ТЮЗ

19 февраля 2019 года

Премьера!

«Считаю до пяти» М. Бартенев

 

Считаю до пяти 

Эта забавная и трогательная история начинается, как и все подобные истории. Жили-были, не тужили лесные звери, была у них даже своя компания: Белка, Крот, Лягушка. Болтунья-Сорока, как водится, первая сплетница в лесу. Волк с повадками военного. Был там и ещё один «вроде бы не герой» - Заяц, за которым серый ведёт охоту. И всё бы шло своим чередом, если бы в жизнь маленького трусишки не вмешалось одно «но» - то самое светлое и великое чувство… Влюбился Заяц в Белочку, захотел стать её другом.

А Крот с Лягушкой смеются над ним: да как же ты с ней будешь дружить? Белочка-то наша с трусами не дружит! Только Сорока его подбадривает: «И вообще, любая дверца распахнётся впереди, если любящее сердце бьётся в заячьей груди!». И решает Зайчик стать храбрецом. Но как это сделать, когда все вокруг такие из себя уверенные?...

Но не всё то золото, что блестит. Не всегда храбрыми оказываются те, кто говорит о своём бесстрашии. А что может быть смелее, чем признаться в своих страхах другим? Спектакль учит детей доброте и честности Юных зрителей ждёт много неожиданного и интересного!

 

Действующие лица и исполнители:

 

Сорока                                Евгения Одинцова           

Заяц                                   Даниил Соловьев             

Белочка                              Дарья Кукушкина          

Крот                                    Алексей Баньков

Лягуха                                 Александр Лаймин

Волк                                   Иван Денисов

Начало спектаклей в 10.15, 12.30

На сцене КЦ «Орион» (КЗТА)

г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 141

 

Справки по телефону 57-83-52

 

http://www.kalugatuz.ru/

https://vk.com/tuz.kaluga

http://ok.ru/group57281084981293

www.facebook.com/tuz.kaluga

____________________________________________________

Главный режиссер театра – Михаил Алексеевич Визгов, Заслуженный работник культуры Калужской области

г. Калуга, ул. Театральная, 36

Статья "Музей исчезнувших вещей" на сайте информационно-аналитической службы "Русская народная линия"

Статья "Музей исчезнувших вещей" на сайте информационно-аналитической службы "Русская народная линия"
 

Калужский ТЮЗ в г. Медынь

IMG-0405fdcc1b510e9d76db3e2a4c2c91c5-VIMG-e6a32ff34494c04d8e5805e4bbed16ad-VIMG-54f6339c7ea43ae3857157ae24228d60-V

23 декабря состоялся выезд Калужского ТЮЗа в город Медынь с  новогодним утренником и показом спектакля "Загадка курочки Рябы" М. Бартенев, А. Усачев, в постановке главного режиссера Калужского ТЮЗа Михаила Визгова.

 

ДРАГОЦЕННАЯ ЛЮБОВЬ

Драгоценная любовь

 

                 Калужский Театр юного зрителя живет и трудится ныне прямо-таки в юношеском темпе. Казалось бы, вот только что он гастролировал по Беларуси и России – выступал в Бобруйске, Могилеве, Йошкар-Оле. И в Калуге осваивались им новые для него сценические площадки – в культурно-развлекательном центре КЗТА «Орион», в Инновационно-культурном центре. Заодно с этим готовилась и состоялась премьера спектакля «Музей исчезнувших вещей» (по пьесе замечательного калужского писателя Андрея Убогого).

DSC 5091

          А уже вскоре, 3 декабря, спектакль этот был показан на сцене московского театра «На Покровке» – в рамках финала Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь». Надо ли объяснять, что уже само по себе это выступление было для нашего молодежного театра событием экстраординарным? Тем более что в переполненном зрительном зале присутствовало немало приметных и влиятельных деятелей столичного искусства – в первую очередь, конечно же, театрального. И среди них – сам Николай Петрович Бурляев, народный артист России, легенда отечественного кинематографа.

          Выступление калужан имело несомненный успех. Свидетельство тому – не только те дружные аплодисменты, которыми было оно встречено, не только те добрые, хвалебные слова, которые прозвучали во время обсуждения спектакля. Случилось нечто совсем уж невероятное: калужский Театр юного зрителя был награжден Золотым дипломом Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» - за постановку спектакля «Музей исчезнувших вещей». И 10 декабря награда была вручена главному режиссеру ТЮЗа Михаилу Визгову, поставившему этот спектакль.

Это очень высокая награда. Она – четвертая по значимости среди шести высших наград в самой, пожалуй, главной номинации этого театрального конкурса. А ведь в нем самое непосредственное участие приняло около сотни российских и зарубежных театров, принципиально следующих традициям классической русской художественной культуры.

Пожалуй, после столь большого успеха естественно было бы перевести дыхание, хотя бы чуть-чуть расслабиться. Но нет же – 20 декабря состоялась еще одна тюзовская премьера. На сцене клуба «Орион» - спектакль «Пастушка и Трубочист» (инсценировка  Ф.Рожкова по мотивам сказок Г.Х.Андерсена)., поставленный Михаилом Визговым.

DSC 4386

И вот что удивительно - премьерный этот спектакль выделан тщательно, ювелирно тонко. Нет в нем ни малейших следов спешки и усталости, столь, казалось бы, естественных и простительных в нынешних условиях.

Уже сама драматургическая конструкция спектакля подобна старинной шкатулке «с секретом». В основное сценическое действо, главные герои которого – фарфоровая Пастушка и игрушечный Трубочист, встроен «спектакль в спектакле» о Принцессе на горошине. Две сказки не сливаются, а сочетаются – как смысловые созвучия, гармонично, но многосложно вторящие друг другу.

Высчитан и взвешен весь строй спектакля. Он сработан крепко и точно. Чуть ли не на балетный манер выверен каждый шаг, каждый жест сказочных персонажей. Как ни живо и пластично играют тут актеры, еще важнее то, что они постоянно демонстрируют высочайшую актерскую дисциплину. А это ведь, пожалуй, основа настоящего актерского мастерства.

Да, спектакль слажен, гармоничен и, попросту говоря, красив. Но, конечно же, не о красивости я веду здесь речь, а об истинной красоте, многоумной, содержательно глубинной.

Содержание этой театральной сказки – богатое. Тут много чего замешано – и забавного, и грустного, и даже трагического.

Фарфоровая Пастушка мечтает о принце. А становится невестой Трубочиста. Правда ведь, подобное часто бывает и в самой настоящей жизни?

Вместе с Трубочистом она пытается сбежать из своего мирка в безбрежность мира – и в испуге возвращается обратно, на любимый столик, к любимому зеркалу. Тоже ведь до боли знакомый житейский сюжет.

Да, сказка эта – о вполне реальных основах и смыслах жизни человеческой. И прежде всего – о любви.

И что из того, что эта любовь вроде бы как игрушечная. Она тут – драгоценна. Она прекрасна – как старинный фарфор. И почти что вечна – не так ведь уж часто разбиваются фарфоровые фигурки.

И еще об одном обстоятельстве стоит упомянуть особо. Столь крепко выделанный спектакль преисполнен – поэзии. А ведь даже самые мастеровитые произведения искусства не так уж и часто обретают это замечательное свойство – особенно когда дело касается такой громоздкой художественной махины, как театральное действо. Но вот ведь – случилось!

Владислав Ходасевич, замечательный мастер и знаток поэзии, некогда написал о «вдумчивом лиризме» театра Станиславского. Мне думается, удивительно емкие эти слова определяют и суть нового спектакля Михаила Визгова.

Спектакля поэтичного, светлого, мудрого.

А 22 декабря открылась областная Рождественская выставка детского творчества «Христос рождается, славьте!». Нынешняя экспозиция, уже 41 по счету, представлена на этот раз в КРЦ «Орион» (некоторая часть рисунков, впрочем, представлена еще и в витринах ТЮЗа). Но организаторы выставки – те же, что и прежде: работники Театра юного зрителя.

Как и сам ТЮЗ, выставка эта – для всех. В том смысле, что участвовать в ней может любой мальчишка, любая девчонка. А тем не  получилась эффектная, нарядная, праздничная. Некоторые же экспонаты прямо-таки гениальны. Дети ведь много талантливее нас, взрослых.

DSC 3790DSC 3805DSC 3815

DSC 3843DSC 3936

И, как изначально повелось, открыл Рождественскую выставку Митрополит Калужский и Боровский Климент. Участником вернисажа стал и городской голова Д.О.Разумовский. Были тут, конечно же, и другие официальные лица. А вот чего не было, так это официоза. Вернисаж был задушевным. Как обычно. Как всегда.

А предновогодним подарком юным художникам стал спектакль ТЮЗа. Тот самый, о котором только что шла речь: «Пастушка и Трубочист».

И, право же, это был очень хороший подарок. Юные художники очарованными глазами смотрели на чудесное театральное действо, сотворенное для них, для всей калужской детворы, Театром юного зрителя.  

 

Владимир Обухов

Состоялась премьера спектакля "Пастушка и трубочист" Г.Х. Андерсен (инсценировка Ф.Рожков)

DSC 3660

 

20 декабря 2018 года на сцене Концертного центра "Орион" (КЗТА) состоялась премьера спектакля "Пастушка и трубочист" Г.Х. Андерсен (инсценировка Ф.Рожков) в постановке главного режиссера Калужского ТЮЗа Михаила Визгова. Эта волшебная сказка стала настоящим новогодним подарком для юных калужан!

DSC 3017DSC 3032DSC 3055

DSC 3071

DSC 3085

DSC 3230

DSC 3249DSC 3259DSC 3300

DSC 3399

DSC 3538DSC 3599

DSC 3633

Яндекс.Метрика
© 2019 Калужсий Театр Юного Зрителя. Все права защищены.