Театры рождаются и умирают, радуют кого-то своим творчеством и порождают сомнения, воспитывают и учат добру или разрушают веру в прекрасное, но, вероятно, тоже при этом преследуют какую-то цель. Калужский ТЮЗ – театр особенный. Он домашний и семейный, он очень традиционный, очень сказочный и волшебный. Ни в коей мере не отрицая давнюю и многоцветную историю этого театра, а, наоборот, опираясь на вклад всех-всех-всех, кто работал на его сцене, нашёлся человек, сплотивший многих подлинных энтузиастов вокруг одной главной идеи – уметь познавать мир через искусство театра.
Этот человек – Михаил Алексеевич Визгов, заслуженный работник культуры Калужской области и главный режиссёр ТЮЗа. 3 февраля 2022 года исполняется тридцать лет, как он является художественным руководителем театра для детей. В течение столь немалого срока он работает здесь, и его работа не ограничивается лишь театральными постановками. Он даёт возможность зрителю, а детям – в первую очередь, взглянуть на мир с разных сторон, в разных ролях и ситуациях, примерить на себя практически все стороны отношений в реальной жизни. Театр у Визгова давно уже стал средством развития личности.
Именно Визгов является создателем профессионального театра для детей в Калуге. В ТЮЗе он – со дня его основания. В 1964 году он начал работу в этом театре в качестве актёра, приняв участие в самом первом спектакле ТЮЗа. С 1992 года он был назначен руководителем городского дома культуры и со временем довёл экспериментальный молодёжный театр, созданный в его стенах, до статуса профессионального. А, фактически, он вернул этот театр Калуге. Он заполнил зрительный зал публикой и зажег у нее глаза. Нынешний ТЮЗ – театр для зрителя, каким бы он ни был. Ведь, без зрителя театр – ничто. И потому это театр для всех, место, бережно сохраняющее магию тонких взаимоотношений зрительного зала и сцены, да и людей вообще.
За эти годы Михаил Алексеевич поставил для этих людей более ста спектаклей. В 2005 году, за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд, способствующие развитию Калужской области, Визгову было присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Калужской области», за вклад в развитие культуры и просвещение молодёжи режиссёр был награждён орденом Русской Православной Церкви Святого Благоверного Князя Даниила Московского III степени. В 2020 году за многолетнюю работу по увековечиванию памяти о Великой Отечественной войне и создание цикла спектаклей патриотического содержания Российским Союзом ветеранов Михаил Алексеевич Визгов награжден медалью «75 лет Победы».
За последние два с половиной года главный режиссёр ТЮЗа Михаил Визгов, не оставляя напряжённой работы с детским репертуаром, дважды поведал о страстях человеческих. Да не как-нибудь, а языком классики. «Гроза» Александра Николаевича Островского и «Пиковая дама» Александра Сергеевича Пушкина – это два серьёзных шага в сценической работе театра, который многие считают «просто детским». Это два откровенных разговора с приверженцами русской культуры о любовной страсти и о не менее сильном чувстве – о страсти к деньгам. Откровенность позволительна при независимом взгляде и свободе понимания, без которых вряд ли возможно подлинно современное прочтение давних пьес. Таким отношением режиссера к пьесе всегда были отмечены лучшие истолкования классической драматургии в театре. Здесь «не пахнет» попытками режиссерского самоутверждения или модной ныне эксцентрикой. Ценность такой искренней и бережной интерпретации всем известных драматургических текстов очевидна и бесспорна. Пьесы в ТЮЗе, чьи бы они ни были, включая собственные инсценировки русских народных сказок, остаются живыми, не только не умирающими с годами, а наоборот, становящимися все более выразительными. Духовный свет – истинная мера вещей. Как и подобает поступать в таком театре, чья судьба – воспитывать зрителя.
Михаил Визгов создает для детей в театре ту территорию, которую они могли бы считать своей. Автор более чем сотни сказочных постановок, он понимает, что художественное руководство – это не диктат, а чуткое осмысление пульса всей труппы, направление её созидательной энергии в нужное русло. Отсюда и театральная студия, отсюда и свои режиссёры, вырастающие из актёрской среды. Здесь с каждым занимаются персонально, не забывая, что, в конечном итоге, театральная труппа – это своеобразная модель человека. И потому необходимо постоянно сохранять ее целостность. Кому-то покажется чересчур сложным создавать и поддерживать подобную гармонию, в деталях состоящую из творческих индивидуальностей. Но, по словам Визгова, «сложно бывает тогда, когда ты далек от них, когда теряешь детскость, когда говоришь с ними на разных языках. Важно найти тот понятный язык, который позволит рассказать им о достаточно сложных вещах. А еще лучше – не находить, а никогда его не терять».
Объединяя зрителей всех возрастов, Михаил Визгов с построенным им ТЮЗом всякий раз преподносит публике мысль о животворной силе русской культуры.
Ведь это не только художественные произведения известных писателей, поэтов и художников. Это специфичная манера жить и думать, это народные традиции и обряды, менталитет и мировоззрение. Это некий код культурного, нравственного, человеческого свойства, ежесекундно помогающий человеку идти по жизни. Утратив его или не овладев им, мы рискуем потерять ключ ко всем прочим явлениям в нашем мире, называемым «культурными». Чтобы этого не произошло, создан и существует нынешний ТЮЗ.